Рабочая программа по физике, 7-9 классы 2024-2025 уч.год

ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
личностных результатов:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение
к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
• мотивация
образовательной
деятельности
на
основе
личностно
ориентированного подхода;
• формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к авторам
открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
метапредметных результатов:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля
и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные
результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки
теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нѐм
ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации
с использованием различных источников и новых информационных технологий для
2

решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои
мысли, способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приѐмов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести
дискуссию.
Регулятивные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
регулятивных УУД.
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определѐнной проблемы и
существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• определять необходимое(ые) действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачами и составлять алгоритм его(их) выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задач;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
3

средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определѐнного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;
• сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
• анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
4

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определѐнным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
• демонстрировать приѐмы регуляции психофизиологических/эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряжѐнности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологическойреактивности).
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
познавательных УУД.
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчинѐнные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
5

объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определѐнным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя еѐ в контексте решаемой
задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять
с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе
возможные/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа еѐ решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
6

графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и
наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому
применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной
проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
• определять своѐ отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
• выражать своѐ отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
7

Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определѐнную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнѐра, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью. Обучающийсясможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
8

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнѐра в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные клишированные и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/ отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся
сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач, с помощью средствИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учѐтом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационнойбезопасности.
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
предметных результатов:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать
9

результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц,
графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами,
объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы
погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать
физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств, решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии
материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать
гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез,
выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические
законы;
• коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования,
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать
справочную литературу и другие источники информации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Практическая часть учебного содержания предмета усилена материальнотехнической базой центра «Точка роста», используемого для реализации
образовательных программ в рамках преподавания физики.
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.
Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности
измерений.
Международная система единиц. Научный метод познания. Физический
эксперимент и
физическая теория. Наука и техника.
Демонстрации (с использованием оборудования «Точка роста»)
Наблюдение физических явлений: свободного падения тел, колебаниймаятника,
притяжение стального шара магнитом, свечение нити электрической лампы.
Физическиеприборы.
Лабораторные работы и опыты (с использованием оборудования «Точка
10

роста»)
Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение длины.
Измерение объема жидкости и твердого тела. Измерение температуры.
Механические явления
Кинематика. Динамика. Законы сохранения импульса и механической энергии
Механические колебания и волны. Механическое движение. Относительность
движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное
движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения
расстояния, времени и скорости. Неравномерное движение. Мгновенная скорость.
Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики
зависимости пути и скорости от времени. Равномерное движение по окружности.
Период и частота обращения. Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса
тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие
тел. Сила. Правило сложения сил.Сила упругости. Методы измерения силы. Второй
закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения.
Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и
гелиоцентрическая системы мира. Сила трения. Момент силы. Условия равновесия
рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Импульс. Закон сохранения
импульса. Реактивное движение. Работа. Мощность. Кинетическая энергия.
Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической
энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения
энергии, работы и мощности. Давление. Атмосферное давление. Методы измерения
давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие
плавания тел. Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний.
Период колебаний математического и пружинного маятников. Механические волны.
Длина волны. Звук.
Демонстрации (с использованием оборудования «Точка роста»)
Равномерное
прямолинейное
движение.
Относительность движения.
Равноускоренное движение. Направление скорости при равномерном движении по
окружности. Явление инерции. Взаимодействие тел. Зависимость силы упругости от
деформации пружины. Сложение сил. Сила трения. Второй закон Ньютона. Третий
закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Изменение энергии тела при совершении работы. Превращения механической
энергии из одной формы в другую. Зависимость давления твердого тела на опору от
действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром - анероидом. Закон Паскаля.
Гидравлический пресс. Закон Архимеда. Простые механизмы. Механические
колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения
звука.
11

Лабораторные работы и опыты (с использованием оборудования «Точка
роста»)
Измерение скорости равномерного движения. Изучение зависимости пути от
времени при равномерном и равноускоренном движении Измерение ускорения
прямолинейного равноускоренного движения. Измерение массы. Измерение
плотности твердого тела. Измерение плотности жидкости. Измерение силы
динамометром. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Сложение сил,
направленных под углом. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение
жесткости пружины. Исследование силы трения скольжения. Измерение
коэффициента трения скольжения. Исследование условий равновесия рычага.
Нахождение центра тяжести плоского тела.Вычисление КПД наклонной плоскости.
Измерение кинетической энергии тела. Измерение изменения потенциальной
энергии тела. Измерение мощности. Измерение архимедовой силы. Изучение
условий плавания тел. Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины
нити. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. Изучение
зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.
Выпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и
равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость,
равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача
давления твѐрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание
тел, равновесие твѐрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое
движение;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества,
сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила
трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее
распространения; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину сдругими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя
физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного
тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать
словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная
12

точка, инерциальная система отсчета;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии,
закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы
Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, законАрхимеда)
и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость,ускорение, масса
тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела,кинетическаяэнергия,
потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД
простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота
колебаний, длина волны и скорость ее распространения):
на основе анализа
условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для ее
решения, и проводить расчеты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о
механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых
источников энергии; экологических последствий исследования космического
пространства;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон
сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования
частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приемам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием
математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Молекулярная физика и термодинамика
Строение и свойства веществ Тепловые явления. Строение вещества. Тепловое
движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие
частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение
свойств вещества на основе этихмоделей. Тепловое движение. Тепловое равновесие.
Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового
хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как
способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи:
теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная
13

теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и
конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость
температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота
плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества
теплоты при теплообмене. Принципы работы тепловых двигателей. Паровая
турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового
двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы
использования тепловых машин.
Демонстрации (с использованием оборудования «Точка роста»)
Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического
движения молекул. Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости
при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров. Принцип действия
термометра. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при
теплопередаче. Теплопроводность различных материалов. Конвекция в жидкостях и
газах. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей
различных веществ. Явление испарения. Кипение воды. Постоянство температуры
кипения жидкости. Явления плавления и кристаллизации. Измерение влажности
воздуха психрометром или гигрометром. Устройство четырехтактного двигателя
внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Лабораторные работы и опыты (с использованием оборудования «Точка
роста»)
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Изучение явления теплообмена. Измерение удельной теплоемкости вещества.
Измерение влажности воздуха. Исследование зависимости объема газа от давления
при постоянной температуре.
Выпускник научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение
объѐма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая
сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение,
конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные
способы теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя
физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура,
удельная теплоѐмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования,
удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового
двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие
14

данную физическую величину сдругими величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон
сохранения энергии;
• различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твердых
тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах,
формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя
энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельнаятеплота плавления
и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного
действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять
физические величины и формулы, необходимые для еѐ решения, и проводить
расчеты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических
последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и
гидроэлектростанций;
• приводить примеры практического использования физических знаний о
тепловых явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в
тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
• приемам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием
математического аппарата и оценивать реальность полученного значения
физической величины.
Электрические и магнитные явления
Электрические явления Магнитные явления Электромагнитные колебания и
волны Оптические явления. Электризация тел. Электрический заряд. Два вида
электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического
заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические
заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Постоянный электрический
ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока.
15

Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для
участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения
проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Носители электрических зарядов в металлах. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока.
Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит.
Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель.
Электромагнитное реле. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило
Ленца.
Электрогенератор.
Переменный
ток.
Трансформатор.
Передача
электрической
энергии
на
расстояние.
Электромагнитные
колебания.
Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения
электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет –
электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые
организмы. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление
света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы.
Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Дисперсия света.
Демонстрации (с использованием оборудования «Точка роста»)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие
электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние Перенос
электрического заряда с одного тела на другое Закон сохраненияэлектрического
заряда. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи. Измерение
силы тока амперметром. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках
неразветвленной электрической цепи. Измерение силы тока в разветвленной
электрической цепи. Измерение напряжения вольтметром. Изучение зависимости
электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного
сечения и материала. Удельное сопротивление. Реостат и магазин сопротивлений.
Измерение напряжений в последовательной электрической цепи. Зависимость силы
тока от напряжения на участке электрической цепи. Опыт Эрстеда. Магнитное поле
тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство
электродвигателя. Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. Устройство
генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока. Устройство
трансформатора. Передача электрической энергии. Электромагнитные колебания.
Свойства
электромагнитных
волн.
Принцип
действия
микрофона
и
громкоговорителя. Принципы радиосвязи. Источники света. Прямолинейное
распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале.
Преломление света. Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей
линзе. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного
аппарата и фотоаппарата. Модель глаза. Дисперсия белого света. Получение белого
16

света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты (с использованием оборудования «Точка
роста»)
Наблюдение электрического взаимодействия тел Сборка электрической цепи и
измерение силы тока и напряжения. Исследование зависимости силы тока в
проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.
Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при
постоянном напряжении. Изучение последовательного соединения проводников
Изучение параллельного соединения проводников. Измерение сопротивление при
помощи амперметра и вольтметра. Изучение зависимости электрического
сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и
материала. Удельное сопротивление.Измерение работы и мощности электрического
тока. Изучение взаимодействия постоянных магнитов. Исследование магнитного
поля прямого проводника и катушки с током. Исследование явления
намагничивания железа. Изучение принципа действия электромагнитного реле.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током. Изучение принципа
действия электродвигателя. Изучение явления электромагнитной индукции.
Изучение принципа действия трансформатора. Изучение явления распространения
света. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Изучение
свойств изображения в плоском зеркале. Исследование зависимости угла
преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей
линзы. Получение изображений с помощью собирающей линзы. Наблюдение
явления дисперсии света.
Выпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов,
электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током,
прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия
света;
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя
физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока,
мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения;
• указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами;
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы,
17

используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома
для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения
света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать
словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон
отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические
величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление,
удельное сопротивление вещества, работа тока, мощностьтока, фокусное расстояние
и оптическая сила линзы, формулы расчета электрического сопротивления при
последовательном и параллельном соединении проводников);
• на основе анализа условия задачи выделять физические величины и
формулы, необходимые для ее решения, и проводитьрасчеты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и
ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца и др.);
• приемам построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основеэмпирически
установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с
использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
Квантовые явления
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические
спектры. Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра. Зарядовое
и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность.
Альфа-, бета-и гамма-излучения. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные
реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная
энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Экологические проблемы работы атомных электростанций.
18

Демонстрации
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение линейчатых спектров излучения. Измерение естественного
радиоактивного фона дозиметром.
Выпускник научится:
• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и
искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;
• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины:
скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада;
при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения;
• указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и
постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда,
закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света
атомом;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели
атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с
приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые
организмы; понимать принцип действия дозиметра;
• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании
атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы
использования управляемого термоядерного синтеза.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа
небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной Системы.
Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. ЭволюцияВселенной.
Демонстрации
19

Астрономические наблюдения. Знакомство с созвездиями и наблюдение
суточного вращения звездного неба. Наблюдение движения Луны, Солнца и планет
относительно звезд.
Выпускник научится:
• различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения
Луны, Солнца и планет относительно звезд;
• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами
мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планетгигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой
звѐздного неба при наблюдениях звездного неба;
• различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура),
соотносить цвет звезды с ее температурой;
• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
7 класс (70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (4 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения.
Физика и техника.
Лабораторные работы:
1. Определение цены деления измерительного цилиндра (с использованием
оборудования «Точка роста»).
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Молекулы и атомы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со
скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные
состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно - кинетических
представлений.
Лабораторные работы:
2. Измерение размеров малых тел (с использованием оборудования «Точка
роста»)
Взаимодействие тел (22 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса тела. Измерение массы тела спомощью весов.
Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при
деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация тела.
Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил,
действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения,
20

покоя. Подшипники.
Лабораторные работы:
3. Измерение массы тела на весах (с использованием оборудования
«Точка
роста»)
4. Измерение объема тела (с использованием оборудования «Точка роста»).
5. Измерение плотности твердого тела (с использованием оборудования
«Точка роста»).
6. Градуирование пружины и измерение силы с помощью динамометра (с
использованием оборудования «Точка роста»).
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на
основе молекулярно - кинетических представлений. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический
пресс. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение
атмосферного давления с высотой. Манометры. Насос. Архимедова сила. Условия
плавания тел. Водный транспорт.Воздухоплавание.
Лабораторные работы:
7. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость
тело (с использованием оборудования «Точка роста»).
8. Выяснение условий плавания тел в жидкости (с использованием
оборудования «Точка роста»).
Работа и мощность. Энергия(15 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность.
Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с
закрепленной осью вращения. Виды равновесия. Равенство работ при
использовании механизмов. Коэффициент полезного действия. Потенциальная
энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела.
Превращение одного вида механической энергии вдругой. Энергия рек и ветра.
Лабораторные работы:
9. Выяснение условия равновесия рычага (с использованием оборудования
«Точка роста»).
10. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости (с
использованием оборудования «Точка роста»).
Резервное время - (3ч).
Учащиеся должны уметь:
- давать определение понятий: физика, тело, вещество, материя, величина,
наблюдение, опыт, измерение, погрешность, единицы измерения, измерительные
приборы, цена деления, экспериментальные и теоретические методы изучения
природы, атом, молекула, капилляр, механическое движение, траектория, система
21

отсчета, график движения, инертность, взаимодействие тел, простые механизмы;
диффузия, смачивание, несмачивание, инерция, невесомость, перегрузки, свободное
падение, плавание;
- давать определение физическим величинам: скорость, путь, масса,
плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, коэффициент
трения, коэффициент жесткости, давление, архимедова сила, работа, механическая
энергия, потенциальная энергия, кинетическая энергия, мощность, КПД, момент
силы;
- определять цену деления и погрешность прибора;
- правильно пользоваться мензуркой, линейкой;
- измерять объем тела с помощью мензурки;
- приводить примеры физических явлений, физического тела вещества;
- формулировать основные положения МКТ;
- решать качественные задачи по теме;
- по таблицам находить температуру перехода вещества из одного агрегатного
состояния в другое;
- приводить примеры смачивающих и несмачивающих жидкостей,
использования капиллярности, вещества в различных агрегатных состояниях;
- экспериментально определять размеры малых тел;
- записывать формулы скорости, пути, времени движения, плотности, массы и
объема тела; равнодействующей силы; закона Гука; веса тела, силы тяжести;
- правильно пользоваться весами, динамометром;
- измерять силу, массу;
- по числу раскрыть физический смысл скорости, плотности вещества,
жесткости тела;
- приводить примеры материальной точки, поступательного движения;
различных видов движения; практического использования инерции; видов трения;
подшипников;
- формулировать законы Гука, Паскаля, Архимеда, «золотое правило»
механики; условие равновесие рычага, закон сохранения энергии;
- решать простейшие задачи на определение цены деления прибора и
погрешности измерения, качественные задачи на объяснение явлений с точкизрения
строения вещества; на выяснение причин движения тела; расчетные задачи на закон
Гука; задачи на расчет сил природы, расчетные задачи на закон Архимеда, плавание
тел, на закон сообщающихся сосудов, на расчет работы, энергии, мощности, КПД,
момента сил; задачи на применение условия равновесия рычага;
- правильно пользоваться приборами манометром, барометром;
- объяснять назначение, устройство и принцип действия барометров,
манометров, гидравлических машин, насосов и их использование;
22

- измерять архимедову силу;
- собирать опытные установки для проведения эксперимента по выяснению
условия равновесия рычага, КПД наклонной плоскости;
- приводить примеры практического применения простых механизмов.
8 класс (70 часов, 2 часа в неделю)
Тепловые явления (25 ч)
Тепловое движение. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы
изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи. Количество теплоты.
Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и
кристаллизация. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и
конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Кипение.
Температура кипения. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений
агрегатных
состояний
вещества
на
основе
молекулярно-кинетических
представлений. Превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.
Лабораторные работы:
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры (с
использованием оборудования «Точка роста»).
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела (с использованием
оборудования «Точка роста»).
3. Измерение влажности воздуха (с использованием оборудования «Точка
роста»).
Электрические явления (27 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие зарядов.
Электрическое поле. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение
атомов.Постоянный электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы.
Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома
для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды
соединений проводников. Работа и мощность электрического тока. Количество
теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа
накаливания.
Электронагревательные
приборы.
Расчет
электроэнергии,
потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие
предохранители.
Лабораторные работы
3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока (с использованием
оборудования «Точка роста»).
23

4. Измерение напряжения на различных участках цепи (с использованием
оборудования «Точка роста»).
5. Регулирование силы тока реостатом (с использованием оборудования
«Точка роста»).
6. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра ивольтметра
(с использованием оборудования «Точка роста»).
7. Измерение работы и мощности электрического тока (с использованием
оборудования «Точка роста»).
Электромагнитные явления (6 ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты.
Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель.
Лабораторные работы
8. Изучение электрического двигателя постоянного тока.
Световые явления (9 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света.
Законы отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Фокусное
расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений, даваемых тонкой
линзой. Оптические приборы.
Лабораторныеработы:
9. Получение изображений с помощью собирающей линзы (с использованием
оборудования «Точка роста»).
Повторение - 3ч.
Учащиеся должны уметь:
- давать определение понятий тепловое движение, теплопередача,
теплопроводность, конвекция, излучение, агрегатное состояние, фазовый переход.
электрический заряд, электрическое поле, проводник и диэлектрик, химический
элемент, атом и атомное ядро, протон, нейтрон, электрическая сила, ион,
электрическая цепь и схема. магнитное поле, магнитные силовые линии,
электромагнитное поле, постоянный магнит, магнитный полюс, точечный источник
света, поле зрения, аккомодация, зеркало, тень, затмение, оптическая ось, фокус,
оптический центр, близорукость и дальнозоркость;
- давать определение физическим величинам: внутренняя энергия, количество
теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива,
удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, температура,
температура кипения, температура плавления, влажность, электрический заряд, сила
тока, напряжение, сопротивление, удельноесопротивление, работа и мощность тока,
углы падения, отражения, преломления, фокусное расстояние, оптическая сила.
- формулировать закон сохранения энергии в тепловых процессах;
24

- решать простейшие качественные и расчетные задачи на тепловые явления;
- по числу дать понятие физического смысла табличных данных темы;
- работать с соответствующими таблицами;
- определять цену деления термометра;
- уметь пользоваться термометром, калориметром, психрометром;
- объяснять назначение, устройство и принцип действия ДВС, психрометра;
- приводить примеры практического использования законов курса и тепловых
двигателей.
- составлять простейшие электрические цепи и вычерчивать их схемы;
- измерять силу тока и напряжение, сопротивление;
- пользоваться реостатом;
- находить удельное сопротивление проводника по таблице;
- объяснять на основе положений электронной теории электризацию тел,
существование проводников и диэлектриков; нагревания проводника электрическим
током; действие электронагревательных приборов;
-объяснять действие электроизмерительных приборов, электродвигателя;
- решать задачи с применением закона Ома, Джоуля-Ленца, законов
последовательного и параллельного соединения проводников и следующих формул:
R = pl/S; A=UIt; P=UI; Q=I2 Rt;
- формулировать законы прямолинейного распространения света, отражения и
преломления света;
- практически применять основные понятия и законы для объяснения действия
фотоаппарата, глаза, очков;
- получать изображения предмета с помощью линзы и плоского зеркала;
- строить и описывать изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой
линзе;
- решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света, на
расчет оптической силы линзы и оптической силы системы линз.
9 класс (105 часов, 3 часа в неделю)
Законы движения и взаимодействия тел (30 ч)
Материальная
точка.
Система
отсчета.
Перемещение.
Скорость
прямолинейного равномерного движения. Равноускоренное прямолинейное
движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости
кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном
движении. Относительность механического движения. Первый закон Ньютона.
Инерциальные системы отсчета. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
25

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
Лабораторные работы:
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости (с
использованием оборудования «Точка роста»)
2. Измерение ускорения свободного падения (с использованием оборудования
«Точка роста»).
Механические колебания и волны. Звук (16 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.
Колебательная система. Период, частота и амплитуда колебаний. Превращение
энергии при колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны.
Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом. Звуковые волны.
Скорость звука. Громкость звука и высота тона. Эхо.
Лабораторные работы:
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний
маятника от его длины (с использованием оборудования «Точка роста»).
Электромагнитные явления (20 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Индукция магнитного поля.
Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока.
Преобразование энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные
с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные
волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная
природа света.
Лабораторные работы:
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
Строение атома и атомного ядра (20 ч)
Радиоактивность как свидетельствосложного строения атомов. Альфа-, бета - и
гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные
превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и
массовое число. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и
массового чисел при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение
энергии при ядерных реакциях. Излучение звезд. Ядерная энергетика.
Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и
регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.
Лабораторные работы:
5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Строение и эволюция Вселенной (7 ч)
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа
небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной Системы.
26

Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. ЭволюцияВселенной.
Повторение
(9
ч)
Учащиеся должны уметь:
- давать определение основных понятий относительность механического
движения, траектория, инерциальная система отсчета, искусственный спутник,
замкнутая система, внутренние силы, математический маятник, звук,магнитное поле,
вихревое поле, электромагнитное поле, электромагнитные волны. альфа-, бета-,
гамма- излучение, изотоп, нуклон, атомное ядро, протон,нейтрон;
- давать определение физических величин: перемещение, проекция вектора,
путь, скорость, ускорение, ускорение свободного падения, центростремительное
ускорение, сила, сила тяжести, масса, вес тела, импульс,период, частота, амплитуда,
период, частота, фаза, длина волны, скорость
волны, магнитная индукция, магнитный поток, энергия электромагнитного
поля; энергия связи, дефект масс.
- объяснять сущность геоцентрической и гелиоцентрической системы мира;
- уметь объяснять происхождение Солнечной системы, строение Вселенной,
эволюцию Вселенной, Физическую природу небесных тел, Солнца и звезд;
- уметь формулировать законы Ньютона, законы сохранения импульса;
уравнения кинематики, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса,
принцип относительности Галилея, законы гармонических колебаний, правило
левой руки, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, закон
радиоактивного распада;
- объяснять механические явления;
- решать ОЗМ для равномерного и равнопеременного прямолинейного
движения;
- формулировать закон электромагнитной индукции, правило Ленца;
- объяснять превращение энергии при колебаниях;
- пользоваться моделями темы для объяснения явлений;
- решать задачи первого уровня.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ,ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
7класс (70 часов)
№п/п

Тема урока

1
2
3

ТЕМА 1: Введение
Что изучает физика. Наблюдения и опыты
Физические величины. Погрешность измерений
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деленияизмерительного прибора»

Кол-во
часов
4
1
1
1
27

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Физика и техника
ТЕМА 2: Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества. Молекулы
Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»
Диффузия в газах, жидкостях итвердых телах
Взаимное притяжение и отталкивание молекул
Три состояния вещества. Различия в строении веществ
Повторительно-обобщающий урокпо теме «Сведения о веществе»
ТЕМА 3: Взаимодействие тел
Механическое движение. Равномерное и неравномерноедвижение
Скорость. Единицы скорости
Расчет пути и времени движения
Явление инерции. Решение задач
Взаимодействие тел
Масса тела. Единицы массы
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на весах»
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тел»
Плотность вещества
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности веществатвердого тела»
Расчет массы и объема тела
Решение задач
Обобщение материала по теме «Механическое движение, масса,плотность»
Контрольная работа по теме «Механическое движение.Масса. Плотность»
Сила. Явление тяготения. Сила
Сила упругости. Закон Гука
Вес тела
Единицы силы. Связь между силойтяжести и массой тела
Динамометр. Лабораторная работа № 6
«Градуирование пружины иизмерение сил динамометром»
Сложение двух сил, направленныхвдоль одной прямой
Сила трения. Трение скольжения.Трение покоя
Трение в природе и технике.Подшипники
ТЕМА 4: Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Единицы давления
Способы изменения давления
Давление газа
Закон Паскаля
Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля
Расчет давления на дно и стенки сосуда
Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе»
Сообщающие сосуды

1
6
1
1
1
1
1
1
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
1
1
1
1
1
1
1
1
28

Вес воздуха. Атмосферное давление
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах
Решение задач по теме «Сообщающиеся сосуды»
Манометры
Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело
Архимедова сила
Плавание тел
Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающейсилы»
Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плаваниятел»
Контрольная работа по теме «Давление твердых тел,жидкостей и газов»
ТЕМА 5: Работа и мощность. Энергия
53 Механическая работа
54 Мощность
55 Решение задач по теме «Механическая работа имощность»
56 Простые механизмы. Рычаг.Равновесие сил на рычаге
57 Момент силы
Рычаги в технике, быту и природе.
58
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесиярычага»
59 «Золотое правило механики»Равенство работ при использовании механизмов
60 Решение задач по теме «Условия равновесия рычага»
КПД. Лабораторная работа № 10
61
«Определение КПД при подъеметела по наклонной плоскости»
62 Кинетическая и потенциальная энергия
63 Превращение энергии. Закон сохранения энергии
64 Решение задач по теме «Работа, мощность и энергия»
65 Решение задач по теме «Работа, мощность и энергия»
66 Контрольная работа по теме «Энергия. Работа и мощность»
67 Итоговое повторение за курс 7класса
68 Годовая контрольная работа за курс 7 класса
69-70 Итоговое повторение за курс 7 класса
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

8 класс (70 часов)
№ п/п

Тема урока

Тепловые явления (25 ч)
1 Техника безопасности в кабинетефизики. Тепловое движение. Температура
2 Внутренняя энергия
3 Способы изменения внутреннейэнергии
4 Виды теплопередачи.Теплопроводность
5 Виды теплопередачи .Конвекция

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
29

Виды теплопередачи.Излучение
Количество теплоты
Удельная теплоемкость
Расчет количества теплоты. Решение задач
Лабораторная работа №1
10
«Сравнениеколичеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
11 Лабораторная работа №2 «Измерениеудельной теплоемкости твердого тела»
12 Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
13 Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах
14 Контрольная работа № 1 по теме: «Тепловые явления»
15 Агрегатные состояния вещества.Плавление и отвердевание кристаллических тел
График плавления и отвердеваниякристаллических тел. Удельная теплота
16
плавления
17 Контрольная работа № 2 по теме: «Нагревание и плавлениекристаллических тел»
Испарение. Поглощение энергии прииспарении жидкости и выделение ее при
18
конденсации пара
19 Кипение
Влажность воздуха. Способы ее определения.
20
Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха»
21 Удельная теплота парообразования и конденсации
22 Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания
23 Паровая турбина. КПД теплового двигателя
24 Решение задач по теме: «Работа газа и пара при расширении»
25 Контрольная работа № 3 по теме: «Изменение агрегатных состоянийвещества»
Электрические явления (27 ч)
26 Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействиязаряженных тел
27 Электроскоп. Электрическое поле
28 Делимость электрического заряда. Электрон
29 Строение атомов
Объяснение электрических явлений.Проводники, полупроводники и
30
непроводники электричества
31 Контрольная работа № 4 по теме «Электризация тел. Строениеатомов»
32 Электрический ток. Электрическаяцепь и ее составные части
33 Электрический ток в металлах.Действия электрического тока.Направление тока
34 Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока
Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в
35
ее различных участках»
Электрическое напряжение. Единицынапряжения. Вольтметр. Измерение
36 напряжения. Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных
участках электрической цепи»
Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление
37
проводников.Единицы сопротивления
38 Закон Ома для участка цепи
39 Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры
6
7
8
9

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30

на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения
40 Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы токареостатом»
Лабораторная работа №7 «Измерениесопротивления проводника при помощи
41
амперметра и вольтметра»
42 Последовательное и параллельноесоединение проводников
Решение задач по теме: «Последовательное и параллельноесоединение
43
проводников»
44 Работа электрического тока
Мощность электрического тока. Лабораторная работа №8 «Измерениемощности
45
и работы тока в электрической лампе»
46 Единица работы электрического тока, применяемые на практике
47 Нагревание проводников электрическим током. ЗаконДжоуля-Ленца
48 Конденсатор
49 Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы
50 Короткое замыкание. Плавкие предохранители
51 Повторение темы «Электрические явления»
52 Контрольная работа № 5 по теме «Электрические явления»
Электромагнитные явления (6 ч)
53 Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии
54 Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение
55 Постоянные магниты. Магнитноеполе постоянных магнитов
56 Магнитное поле Земли
Действие магнитного поля напроводник с током. Электродвигатель.
57
Лабораторнаяработа № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»
58 Контрольная работа № 6 по теме: «Электромагнитные явления»
Световые явления (9 ч)
59 Источники света. Распространениесвета
60 Видимое движение светил
61 Отражение света. Законы отражениясвета
62 Плоское зеркало
63 Преломление света. Законпреломления света
64 Линзы. Оптическая сила линзы
Изображения, даваемые линзой. Лабораторная работа №10 «Получение
65
изображения с помощьсобирающей линзы»
66 Глаз и зрение. Повторительно-обобщающий урок потеме «Световые явления»
67 Контрольная работа №7 по теме «Световые явления»
Повторение (3 ч)
68 Повторение материала физики 8 класса
69 Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
70 Анализ итоговой контрольной работы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс (105 часов)
№п/п

Тема урока

Кол-во
31

часов
Законы взаимодействия и движения тел (30 часов)
1.
Материальная точка. Система отсчета
2.
Перемещение
3.
Определение координаты движущегося тела
4.
Перемещение при прямолинейном равномерном движении
5.
Решение задач
6.
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение
7.
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости
8.
Решение графических задач
9.
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без
10.
начальной скорости
Лабораторная работа № 1
11.
«Исследование равноускоренного движениябез начальной скорости»
12. Решение задач
13. Контрольная работа № 1 «Прямолинейное движение»
14. Относительность движения
15. Инерциальные системыотсчета. Первый закон Ньютона
16. Второй закон Ньютона
17. Третий закон Ньютона
18. Свободное падение тел
19. Движение тела, брошенноговертикально вверх. Невесомость
20. Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорениясвободного падения»
21. Закон всемирного тяготения
22. Ускорение свободного падения на Земле и других небесныхтелах
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с
23.
постоянной по модулюскоростью
24. Решение задач
25. Импульс тела. Закон сохранения импульса
26. Реактивное движение. Ракеты
27. Вывод закона сохранения механической энергии
28. Решение задач. Подготовка к контрольной работе №1
29. Контрольная работа № 2 «Законы взаимодействия идвижения тел»
30. Работа над ошибками
Механические колебания и волны. Звук. (16 часов)
31. Колебательное движение.Свободные колебания
32. Величины, характеризующиеколебательное движение
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты
33.
свободныхколебаний маятника от длиныего нити»
34. Затухающие колебания. Вынужденные колебания
35. Резонанс

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32

36. Распространение колебаний в среде. Волны
37. Длина волны. Скорость распространения волн
38. Решение задач
39. Источники звука. Звуковыеколебания
40. Высота, тембр и громкость звука
41. Распространение звука.Звуковые волны
42. Решение задач. Подготовка к контрольной работе № 3
43. Контрольная работа № 3 «Механические колебания иволны. Звук»
44. Работа над ошибками
45. Отражение звука. Звуковой резонанс
46. Защита мини-проектов по теме «Механические колебания иволны. Звук»
Электромагнитное поле (20 часов)
47. Магнитное поле
48. Направление тока и направление линий его магнитного поля
Обнаружение магнитного поляпо его действию на электрический ток. Правило
49.
левой руки
50. Индукция магнитного поля. Магнитный поток
51. Решение задач
52. Явление электромагнитной индукции
53. Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»
54. Направление индукционного тока. Правило Ленца
55. Явление самоиндукции
56. Получение и передача переменного электрическоготока. Трансформатор
57. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны
58. Колебательный контур. Получение электромагнитныхколебаний
59. Принципы радиосвязи и телевидения
60. Электромагнитная природа света
61. Преломление света. Физический смысл показателяпреломления. Дисперсия
62. Цвета тел
63. Типы оптических спектров
64. Поглощение и испускание света атомами
65. Поглощение и испусканиесвета атомами. Происхождение линейчатыхспектров
66. Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле»
Строение атома и атомного ядра (20 часов)
67. Радиоактивность. Модели атомов
68. Радиоактивные превращения атомных ядер
69. Экспериментальные методы исследования частиц
70. Решение задач по теме «Радиоактивные превращенияатомных ядер»
71. Открытие протона и нейтрона
72. Состав атомного ядра. Ядерные силы
73. Энергия связи. Дефект масс

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

Деление ядер урана. Цепная реакция
Лабораторная работа № 5 «Изучение деления ядра атомаурана по фотографии
75.
треков»
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в
76.
электрическую энергию. Атомная энергетика
77. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада
78. Термоядерная реакция
Решение задач. Подготовка кконтрольной работе №3. «Строение атома и
79.
атомногоядра»
80. Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомногоядра»
81. Работа над ошибками
82. Решение задач. Подготовка к итоговой контрольной работе
83. Решение задач. Подготовка к итоговой контрольной работе
84. Решение задач. Подготовка к итоговой контрольной работе
85. Итоговая контрольная работа
86. Работа над ошибками
Строение Вселенной (7 часов)
87. Состав, строение и происхождение Солнечной системы
88. Большие планеты Солнечной системы
89. Малые тела Солнечной системы
90. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд
91. Строение и эволюция Вселенной
92. Повторение по теме «Строение Вселенной»
93. Заключительное занятие по теме «Строение Вселенной»
94-105 Итоговое повторение за курс физики 7-9 классов
74.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

Для эффективной реализации программы используются средства обучения и
воспитания центра образования естественно-научной и технологической
направленностей «Точка роста».

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».